«Кладбищенская мафия» Сочи: советник мэра продавал места на погостах за 3 млн рублей
В Сочинском городском суде стартовали первые заседания по уголовному делу, которое в журналистских кругах получило название "дело кладбищенской мафии". Среди обвиняемых оказались Родион Пищур, бывший советник экс-мэра Сочи по финансовым вопросам, а также сотрудники городской администрации и местных кладбищ. Им инкриминируют создание организованной преступной группы и организацию масштабной схемы по реализации мест для захоронений. Как пишет Кубань-Информ, эта информация доступна.
По версии следствия, группа под началом Пищура превратила городские кладбища в источник значительных незаконных доходов. За предоставление "привилегированных" участков для погребения с родственников усопших взимались суммы от 100 тысяч до 3 миллионов рублей. В материалах дела зафиксировано 79 эпизодов получения взяток, а общая сумма незаконных поступлений оценивается в 19,6 миллиона рублей.
На первом судебном заседании, помимо официальных юридических формулировок, были озвучены мнения обвиняемых и их близких.
Родион Пищур, экс-советник мэра, держался уверенно, время от времени консультируясь со своим защитником. Отвечая на вопрос журналиста о существовании "ритуальной ОПГ", он решительно назвал это "домыслами". Он выразил надежду на объективное рассмотрение дела.
Я очень надеюсь, что суд во всем разберется. Что касается крупных сумм денег, изъятых при обысках, они совершенно от другой деятельности, абсолютно не связанной с ритуальными услугами,
- заявил экс-чиновник Родион Пищур.Ранее Родион Пищур уже отрицал свою вину по данному делу.
Эдуард Торлакян, один из землекопов, проходящих по делу, выглядел растерянным и пытался донести свою точку зрения присутствующим.
Я работник сельского кладбища в Абазинке. Да, я посылал людей в кассу. Но они платили в кассу официально. Вы понимаете, как это может быть взяткой через кассовый терминал? И 290-я статья мне как физическому лицу не может быть предъявлена,
- рассказал Торлакян в зале суда.Мужчина утверждает, что на кладбище, где он работал, не существовало "плохих или хороших мест", и все действия соответствовали законодательству. Его не смущал факт, что люди платили миллионы рублей за участки для своих умерших родственников.
В Абазинке небольшое кладбище, там нету плохих или хороших мест. Чтобы это понимать, надо быть просто землекопом. А людей всё устраивало,
- добавил обвиняемый во взятках землекоп.Внутреннее напряжение обвиняемых проявлялось в их поведении и высказываниях. Родственники, напротив, не скрывали своего горя и потрясения. Жены выражали неверие в то, что их мужья, являющиеся отцами семейств, могли совершить противоправные действия. За пределами зала суда женщины делились своими переживаниями и недоумением.
Антонина Калмыкова, супруга обвиняемого Ивана Калмыкова, рассказала свою историю. Ее 50-летний муж, бывший старший прапорщик ФСБ и пенсионер, проработал в похоронном отделе администрации всего десять месяцев.
Он только ходил на работу, выполнял свои обязанности: показывал места на кладбище, и всё. А услуги выполняла ИП, другие совершенно люди,
- рассказывает Антонина.По ее словам, у семьи не было обнаружено никаких незаконных доходов, однако при этом арестовали все имущество, включая служебную квартиру и автомобиль, а также заблокировали военную пенсию мужа.
Средств для существования нет. Он всю жизнь защищал Родину, а теперь рвется даже на СВО, чтобы снова ее защитить,
- сообщила женщина.Антонина Калмыкова оценивает состояние здоровья мужа, который находится в СИЗО Краснодара, как критическое, отмечая проблемы с сердцем, желудком и спиной.
Инга Папазян, супруга другого обвиняемого землекопа, Эдуарда Тарлакяна, характеризует своего мужа как "очень доброго" человека, который "абсолютно всем помогал и помогает".
Он обычный землекоп. Какую он мог брать взятку? Он приходил, получал свою зарплату. Вот и всё. У него двое несовершеннолетних детей, которых надо кормить. Муж даже вкладывал собственные деньги, чтобы помочь с похоронами детей,
- поделилась с "Кубань Информ" Инга Папазян.По ее словам, муж не обладал информацией о каком-либо преступном сговоре или организованной преступной группе.
Следствие, опираясь на материалы ФСБ и МВД, представило обширную доказательную базу. В ходе обысков было изъято более 15 миллионов рублей наличными и другие ценности. Суд продолжает изучать объемные материалы дела. Впереди предстоит длительный судебный процесс, который определит судьбу предполагаемой ОПГ, занимавшейся торговлей местами для захоронений.
Предполагается, что участники этой организованной преступной группы искусственно создавали условия, при которых погребение в Сочи становилось возможным только после уплаты взятки. Они маскировали свою деятельность под видом законных гражданско-правовых отношений. Таким образом, с августа 2023 по июль 2024 года они, предположительно, получили взятки на сумму около 20 миллионов рублей.
По версии следствия, в состав ОПГ под руководством бывшего советника мэра Сочи входило семь человек. В августе 2024 года были задержаны Евгений Пивнев и Станислав Гармаш, специалисты похоронного отдела мэрии Сочи.
Напомним, 13 ноября 2025 года Янина Копайгородская, супруга бывшего мэра Сочи Алексея Копайгородского, объявила о голодовке в СИЗО №6 в Печатниках. Причиной такого решения стал отказ в её просьбе о встрече с несовершеннолетними детьми без ограждений. Несмотря на многочисленные обращения и жалобы в адрес руководства СИЗО и суд, все они были отклонены.