Краснодарский аэропорт возобновил работу после 3,5 лет простоя: ждут 700 тыс. пассажиров
Международный аэропорт Пашковский в Краснодаре возобновил свою работу в 2025 году после почти четырехлетнего перерыва. Первый рейс из столицы прибыл 17 сентября. Генеральный директор аэропортового холдинга "Аэродинамика", в который входит и краснодарский аэропорт имени Екатерины II Великой, Алексей Старостин, поделился информацией о проведенной подготовке к открытию, мерах поддержки для своевременной посадки пассажиров на рейсы и стадии возведения нового терминала. Об этом сообщает "РБК".
Воздушная гавань Краснодара, которая не функционировала с конца февраля 2022 года по причинам безопасности, возобновила работу 17 сентября 2025 года. Алексей Старостин, говоря о начале деятельности после долгого простоя, подчеркнул, что главное - это готовность персонала.
"Фактически после 3,5 лет без гражданских рейсов сотрудники в кратчайшие сроки восстановили операционные процессы. В текущих условиях это серьезный вызов, но персонал демонстрирует высокий уровень вовлеченности и технической готовности. Это дорогого стоит. Возникающие недочеты устраняются оперативно - это нормальная часть управления живой инфраструктурой. Открытие показало: после почти четырехлетнего перерыва аэропорт был необходим региону. С момента возобновления работы мы обслужили более 500 тыс. пассажиров. По итогам года ожидаем, что показатель превысит 700 тыс., в том числе из-за традиционно высокого спроса в предновогодний период. План грузового терминала - принять и отправить 1,2 тыс. т.", - говорит Алексей Старостин.Объем пассажирских перевозок на 2026 год будет зависеть от ряда обстоятельств, таких как вероятные корректировки в правилах функционирования аэропорта и уровень конкуренции, особенно в случае возобновления работы близлежащих воздушных гаваней, которые сейчас закрыты. Несмотря на это, даже при консервативном прогнозе, предполагается обслужить как минимум 3,5 миллиона пассажиров в 2026 году. Эта цифра считается достижимой, исходя из текущих тенденций и существующей структуры спроса.
В настоящее время из краснодарского аэропорта отправляются рейсы по 23 маршрутам, среди которых 11 внутрироссийских и 12 международных. Список направлений постепенно расширяется, что свидетельствует об интересе к рынку как со стороны перевозчиков, так и пассажиров. Ведутся непрерывные переговоры о дальнейшем увеличении количества рейсов, однако это сильно зависит от текущего режима работы аэропорта. Существующее правило, разрешающее прием и отправление самолетов только с 9:00 до 19:00, снижает возможности для гибкого планирования расписания и сказывается на общем числе обслуживаемых пассажиров. При этом ожидается устойчивое увеличение трафика по привычным для Краснодара направлениям, таким как Стамбул и Анталия.
Штат краснодарского аэропорта был полностью сохранен во время действия ограничений и на данный момент укомплектован высококвалифицированными специалистами. Особое внимание уделяется выпускникам федеральной программы "Профессионалитет" по направлению "Сервис на транспорте". Эти молодые сотрудники демонстрируют высокий уровень мотивации и успешно адаптируются к работе в аэропортах Сочи и Краснодара.
В списке должностей аэропорта появились менеджеры по гостеприимству. Эти специалисты, которых легко узнать по голубой форме, активно взаимодействуют с пассажирами, наблюдают за происходящим в терминале, помогают посетителям ориентироваться и быстро предоставляют необходимую информацию. Согласно статистике, их усилия помогают десяткам пассажиров каждый день успевать на свои рейсы, что прямо влияет на улучшение качества обслуживания. Похожие сотрудники уже доказали свою эффективность в сочинском аэропорту, особенно во время повышенной загрузки.
В августе 2025 года была озвучена информация о планируемом вводе в эксплуатацию нового терминала в период с третьего по четвертый квартал 2027 года. Сейчас готовность объекта достигает примерно 46%. Уже установлено свыше 70% фасадных конструкций и инженерных систем. Строительство котельной, водонапорных резервуаров, насосных станций и очистных сооружений завершено. Все монолитные работы как в основном здании терминала, так и в административном корпусе полностью выполнены.
В 2026 году запланирован большой объем работ по проекту, направленных на достижение более 90% готовности. В их числе - завершение строительства административного корпуса, обустройство парковочных мест, создание кинологического центра и монтаж телескопических трапов. Также будут окончены работы по остеклению фасадов и кровле, а внутренняя отделка будет максимально продвинута. В данный момент идет интенсивный монтаж металлических конструкций для переходных галерей, а остекление фасадов уже выполнено на 90%. Одновременно ведутся работы по подготовке перрона и рулежных дорожек. Новый перрон займет площадь в 22 гектара и будет оборудован 28 стоянками для различных типов самолетов. Две новые рулежные дорожки соединят его с действующей взлетно-посадочной полосой. Проектные работы по перрону и дорожкам завершены примерно на 12%. К концу 2026 года перрон перед новым аэровокзальным комплексом должен быть полностью готов. Одновременно разрабатывается проект привокзальной площади. Главная задача - создать не просто самый крупный терминал в Южном федеральном округе, но и обеспечить продуманное, комфортное пространство. Со стороны "Аэродинамики" все работы идут строго по графику. Следующим значимым шагом является реализация проекта транспортных подъездов, за который отвечают региональные власти.
Холдинг "Аэродинамика" управляет не только терминалами в Сочи и Краснодаре, но и аэропортом в Анапе. С февраля 2022 года, когда он был закрыт, предприятие поддерживается в полной технической и операционной готовности для возможного возобновления деятельности. Сотрудники регулярно проходят тренировки, повышают квалификацию и стажируются в других действующих аэропортах группы. Вся техника полностью готова к работе в зимних условиях. Недавно была завершена значительная модернизация блочно-модульной котельной, которую перевели на газовое топливо. Это привело к существенному уменьшению вредного воздействия на окружающую среду и повышению стабильности системы теплоснабжения. Таким образом, аэропорт полностью готов к приему пассажиров, которые, как ожидается, по достоинству оценят обновленные терминал и привокзальную площадь.
В июле 2025 года акционерное общество "Аэропорт Анапа" объявило конкурс на разработку генерального плана развития воздушной гавани и прилегающей зоны до 2045 года. Этот крупный проект является ключевым для всего Черноморско-Кавказского региона, так как он определяет направление развития аэропорта на десятилетия и закладывает базу для будущих инвестиций. В августе 2025 года договор на создание мастер-плана был подписан с компанией "Ленаэропроект". Работа разбита на четыре этапа, и первый из них - всесторонний анализ текущей деятельности аэропорта и оценка его возможностей - уже завершен. Далее предстоят обсуждение предложенных решений и выбор наиболее подходящей стратегии развития. Финальная редакция мастер-плана ожидается к концу 2026 года. Данный документ послужит основой для планирования изменений в инфраструктуре, повышения уровня сервиса и превращения аэропорта Анапы в современный международный транспортный хаб.
Напомним, 5 декабря 2025 года сообщалось, что для аэропорта Анапы, входящего в тот же холдинг «Аэродинамика», разрабатывается мастер-план. Контракт на его создание с «Ленаэропроектом» был заключен в августе 2025 года после объявления тендера в июле с ориентировочной стоимостью 29 миллионов рублей. Итоговая версия документа, призванного определить развитие воздушной гавани на десятилетия, ожидается к концу 2026 года.