16+
09 августа
...
доллар -0.05 евро -0.2 юань -0.009
Краснодар
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России

Забытый подвиг экипажа, посадившего в Анапе самолет без двигателя

Автор

На всю Россию в августе 2019 года прогремела история о том, как экипаж самолета А321 сумел посадить машину с отказавшими двигателями прямо на кукурузное поле под Москвой, за что пилоты удостоились звезд Героя.

Мало кто знает, что двадцать четыре года назад в аэропорту курорта Анапы случилось практически такое же происшествие.

Корреспонденту «Российской газеты» Анне Юрковой удалось узнать детали этой истории от ее непосредственных участников. «При взлете тогда пострадал Ту-134, выполнявший рейс «Башкирских авиалиний» с 76 пассажирами. В один из двигателей попала птица, от удара титановые лопатки турбины разрушились, и экипаж совершил вынужденную посадку. Ни один человек не пострадал. «Случись это сегодня, история наделала бы много шуму, а тогда нам просто объявили благодарность», - признается один из участников тех событий штурман Салават Хабиров.

Всем известно, что до последнего времени практически любой инцидент в авиации засекречивался, чтобы, как говорится, не портить статистику. Внештатный полет 23 августа 1996 года над Анапой тоже не стал исключением. В этот день стояла прекрасная солнечная погода. Самолет Ту-134 с бортовым номером 65028, следующий в город Уфа, заправлен, пассажиры уже рассажены по местам, а багаж с грузом полностью укомплектован. Экипаж под командованием опытного пилота Владимира Былды взял курс в сторону моря. Уже на скорости 275 километров в час, в момент отрыва от земли, самолет внезапно тряхнуло, а затем странным образом повело в сторону.

- В конце разбега мы услышали хлопок. Интуиция подсказала: что-то случилось с двигателем, - вспоминает штурман Хабиров. - После отрыва скорость по инерции достигала 300 километров, а через считанные секунды резко упала до 265, возникло ощущение, будто самолет «проседает» на хвост, поэтому я сказал второму пилоту: «Переводи в горизонт!» Так мы летели на бреющем полете на высоте 30-40 метров. Вскоре командир по внутренней радиосвязи сообщил, что действительно отказал двигатель: левый. Садиться некуда - вокруг глубокая синева моря, поэтому оставалось одно: развернуться «коробочкой» и набрать высоту для выхода на посадочную полосу. Конечно, технология работы экипажа в подобных условиях расписана, но на практике, поверьте, многое зависит от верности выбранных действий. И получается, нам повезло.

Стоит отметить, что энерговооруженность модели Ту-134 (взлетная масса, топливная система и прочее) рассчитана на работу двух двигателей, поэтому кружить в районе аэропорта, сжигая по всем правилам топливо до посадочного веса, экипаж не мог. Дело осложняли выпущенные шасси и закрылки, которые в эти секунды тоже опасно было убирать.

- Стали набирать высоту: 1,5-2 метра, не более. Если нос борта круто задрать, то скорость бы упала и машина камнем рухнула бы в море, - вступает в разговор второй пилот и потомственный летчик Константин Бузанов. - И так потихоньку достигли 600 метров. Полет длился 18 минут, но, признаюсь, мне казалось, что в воздухе мы провели гораздо больше времени. Пассажирам ничего не объявляли о нештатной ситуации, лишь в последний момент, перед посадкой, они заподозрили неладное. Тогда, чтобы удержать самолет на глиссаде, пришлось вывести двигатель на взлетный режим. И капитан Владимир Былда, взявший управление на себя, аккуратно приземлил машину. Не скажу, что мы сделали что-то особенное: события разворачивались так стремительно, что толком никто и не испугался. Осмысление пережитого пришло потом.

В рамках расследования инспекторы службы безопасности полетов из Ростова-на-Дону сделали вывод, что при взлете самолета ему буквально наперерез двигалась стая бакланов. Самолет подвергся настоящему нашествию: три птицы ударились об обшивку и стойку шасси, и одна рикошетом отскочила в двигатель.

Множество птиц на аэродромах - обычное дело, однако в тот день на берегу жизнь просто кипела из-за разыгравшегося накануне шторма. Вместе с сетями водорослей море вышвырнуло на песок огромное количество моллюсков и мелких ракушек, привлекая к «столу» пернатых. Отчасти это и послужило причиной аварии.

При заходе на посадку летчики заметили на земле ленты дыма и прибывших пожарных. Оказалось, что причиной возгорания стали они сами. От удара лопатки турбины двигателя самолета полностью разрушились и высыпались на огромной площади за взлетной полосой. Обуглившиеся два кусочка титана, поднятые техником аэропорта, Салават до сих пор хранит у себя как дорогую реликвию.

После происшествия людей надо необходимо было заселять в гостиницу аэропорта, но почему-то администрация решила заработать на этом и брала плату с пассажиров, - продолжает рассказ Салават. - Но люди летели с отдыха, не у всех были деньги. Увидев нас, они тут же стали задавать возмущенные вопросы о причинах задержки рейса. Мы объяснили все как есть, обратились к персоналу аэропорта: только тогда людей заселили бесплатно.

После расследования четырем членам экипажа вынесли благодарность, внесли запись в трудовую книжку с формулировкой «За мужество и высокое профессиональное мастерство, проявленное в сложной ситуации». Руководство выдало премию в размере оклада, о наградах речи вообще не шло. «Команда эскадрильи сделала вид, что ничего сверхъестественного не произошло. Наш капитан был простым человеком, и, возможно, начальство недолюбливало его за резкий характер, за то, что он мог позволить себе твердо ответить любому», - отмечают летчики. Однако нештатные ситуации являлись частью работы. В то время зарплаты пилоты получали невысокие, и каждый шорох бортовых самописцев расшифровывался: летчики не боялись погибнуть, а делали все от них зависящее, чтобы доказать свою пригодность.

Самолет с номером 65028 подлатали, оснастили новым двигателем, и он еще долгие годы бороздил небесные просторы вплоть до ликвидации авиакомпании в 2007 году. Дальнейшая жизнь членов экипажа сложилась так. Второй пилот Константин Бузанов вышел на пенсию, а любимое дело продолжил сын Валентин, который на отлично окончил летное училище и управляет «Боингом» в одной из крупных авиакомпаний. Штурман Салават Хабиров и бортмеханик Петр Филиппов живут в Уфе, тоже на пенсии, но при этом уверены: бывших летчиков не бывает.

В день годовщины памятного полета 23 августа 2019 года, Салават Хабиров приехал в музей Международного аэропорта Уфы, хотел посмотреть - есть ли там что-то о событии в небе над черноморским курортом. Но ничего не обнаружил. Ему предложили опубликовать статью в ведомственной газете. Через день он собрал экипаж, и они пришли втроем: без командира, которого уже нет в живых.

Управляющий директор международного аэропорта Анапа (Витязево) Владимир Томчаковский:

- Все, о чем рассказали члены экипажа лайнера, соответствует действительности. Прошло почти двадцать пять лет, и материалы расследования данного происшествия находятся в архиве Российской авиации. К сожалению, на сегодняшний день в аэропорту не осталось сотрудников-авиатехников, которые стали свидетелями происшествия. Но, безусловно, мы гордимся экипажем самолета Ту-134, который выполнял пассажирский рейс «Башкирских авиалиний» 5738 из аэропорта Анапы. Летчики проявили профессиональное мастерство и приняли единственное верное и абсолютно продуманное решение.


Подобрать кредит онлайн

Отзывы


Информационно-развлекательный городской портал «Новости Краснодара» © 2020 г. Все права защищены.
При использовании материалов обязательна ссылка на источник информации (для интернет-ресурсов гиперссылка): Новости Краснодара
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Все изображения взяты с открытых источников, либо с портала Depositphotos.

16+