С 1 декабря в России вводятся штрафы для водителей, использующих летние шины, при этом период действия данного ограничения завершается 1 марта. Тем не менее, в различных регионах эти сроки могут изменяться в зависимости от текущих погодных условий. Некоторые автовладельцы заранее меняют резину на зимнюю, тогда как другие откладывают это до последнего момента, что несет определенные риски. Как пишут на сайте Погода Mail.ru, летние шины теряют свою эластичность уже при температуре около +5 °C, а при нуле или отрицательных значениях их сцепление с дорожным покрытием значительно ухудшается из-за затвердевания резины.Такие изменения в свойствах шин приводят к увеличению тормозного пути и могут спровоцировать потерю контроля над автомобилем даже на невысокой скорости. Ситуацию усугубляют гололед, снежная каша и мокрый асфальт. Летние покрышки не предназначены для подобных условий, поскольку их протектор не способен эффективно отводить снег и воду. В результате возрастает риск аквапланирования, то есть полной или частичной потери контакта колеса с дорогой из-за водного слоя.Что касается страхования, полис ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности) не предусматривает ограничений на выплаты со стороны страховой компании, даже если дорожно-транспортное происшествие произошло из-за использования несезонных шин. Однако договоры КАСКО (добровольного страхования) могут включать подобные пункты. В таком случае к серьезным последствиям аварии может добавиться отсутствие страхового возмещения.По этой причине эксперты рекомендуют производить замену шин заблаговременно, ориентируясь не только на календарь, но и на текущие погодные условия. Обычно переход на зимнюю резину рекомендуется, когда дневная температура стабильно держится ниже +7 °C. Эта температура считается критической, после которой летние шины начинают утрачивать свои рабочие качества.Шипованные шины часто оказываются оптимальным выбором для регионов с суровыми зимними условиями. Металлические шипы глубоко проникают в лед, обеспечивая надежное сцепление и предсказуемое поведение транспортного средства даже на обледенелых дорогах. Среди их главных преимуществ выделяют:
- уверенное торможение на гололеде и укатанном снегу;
- стабильность при прохождении поворотов на зимних дорогах;
- повышенная проходимость по заснеженным участкам.
Однако у шипованных шин есть и свои недостатки. Они создают больше шума, особенно при движении по сухому асфальту, увеличивают тормозной путь на таком покрытии и способствуют более интенсивному износу дорог.Фрикционные шины, известные как "липучки", не имеют шипов и работают за счет особого состава резиновой смеси и сложной структуры протектора. Их преимущества включают:
- бесшумную езду;
- эффективное сцепление на снегу и мокром асфальте;
- бережное воздействие на дорожное покрытие.
Их основной недостаток проявляется на чистом льду, где они уступают шипованным моделям, особенно при резких маневрах.При выборе типа шин необходимо учитывать фактические условия эксплуатации автомобиля. Для местностей с частыми снегопадами и нерегулярной очисткой дорог предпочтительнее шипованные покрышки. Если же планируется в основном городская езда по очищенным и обработанным дорогам, фрикционные модели обеспечат достаточный уровень комфорта и безопасности без лишнего шума.Седаны, будучи самым распространенным типом легковых автомобилей, обычно подходят для стандартных зимних шин без избыточных усилений. При выборе зимних шин для седана важно обратить внимание на следующие аспекты:
- умеренная жесткость боковин, которая сохраняет комфорт при движении;
- умеренный профиль и ширина протектора, соответствующие заводским дискам или допускающие использование "зауженных" вариантов - узкие шины лучше справляются со снегом, особенно в условиях мягкой зимы;
- сбалансированность между устойчивостью и мягкостью, поскольку седан используется как в городе, так и на трассе, требуя универсальных шин с преимуществами зимнего типа (гибкость смеси, развитая ламелизация).
Серия Landsail Ice Star IS37 относится к зимним шинам скандинавского типа. Они характеризуются уникальным рисунком протектора с выраженным блочным дизайном, состоящим из острых многоугольных элементов, что обеспечивает хорошее сцепление на скользких дорогах.Эти шины отличаются высоким уровнем безопасности и комфорта, что делает их подходящими для водителей, которые ценят надежность своего автомобиля в зимний период. Направленный рисунок протектора способствует стабильному сцеплению на влажных и скользких покрытиях.Чтобы избежать ошибок при покупке шин, рекомендуется использовать поэтапный подход.Зимы в России значительно отличаются: от влажных и умеренных до морозных и снежных. Если дороги большую часть сезона покрыты гололедом и снегом, целесообразно рассмотреть шипованные модели. В более теплых и влажных регионах удобнее использовать фрикционные шины, которые хорошо себя показывают на мокром асфальте.В руководстве по эксплуатации каждого автомобиля указаны рекомендованные размеры шин и параметры дисков. Несоблюдение этих рекомендаций может негативно повлиять на управляемость, увеличить расход топлива и стать основанием для отказа в гарантийном ремонте.Ежегодно крупные автомобильные издания и клубы проводят и публикуют сравнительные тесты зимних шин. В них оцениваются такие характеристики, как сцепление на льду, эффективность торможения, устойчивость в поворотах, износ и уровень шума. Ознакомление с такими рейтингами помогает определить, какие модели демонстрируют наилучшие показатели на зимних дорогах.Наличие маркировок 3PMSF и M+S подтверждает, что шина прошла необходимые испытания. Также необходимо тщательно осматривать боковины и протектор на предмет возможных повреждений или дефектов, особенно если покупка осуществляется не в фирменном магазине.Дешевые шины неизвестных брендов могут быть не только шумными, но и небезопасными. Однако и переплачивать за известное имя без объективных преимуществ также не имеет смысла. Сравнивать следует реальные характеристики продукции, а не только ее стоимость.Предложения и условия покупки могут сильно различаться у официального дилера, в специализированном шинном центре, на маркетплейсе или в интернет-магазине. Каждое из этих мест имеет свои особенности. Официальные дилеры и спеццентры гарантируют качество и широкий ассортимент, но их цены могут быть выше. Маркетплейсы предлагают доставку на дом, а интернет-магазин без сформированной репутации может попытаться продать некачественный товар. Необходимо оценивать риски и преимущества каждого варианта.Даже если шины хранились на складе и не использовались, они не являются вечными. Со временем резина теряет свою эластичность, ламели становятся менее эффективными, а сцепные свойства ухудшаются, особенно при неправильном хранении - на свету, при перепадах температур или в условиях повышенной влажности. Это приводит к увеличению тормозного пути, снижению сцепления на льду и снегу, а также появлению микротрещин. Поэтому при выборе и эксплуатации зимних шин важно учитывать не только состояние протектора, но и их возраст.На боковине каждой шины присутствует маркировка DOT. Последние четыре цифры этой маркировки указывают дату изготовления: две цифры обозначают неделю, а две другие - год. Например, маркировка DOT X3AB 2321 означает, что шина была произведена на 23-й неделе 2021 года. Если возникают сложности с самостоятельным определением, можно воспользоваться специальными приложениями или таблицами, которые доступны на сайтах производителей шин.Большинство известных производителей указывают, что максимальный срок службы шин составляет не более 10 лет с даты производства, включая период хранения. Хорошо хранившиеся шины могут спокойно находиться на складе 2-3 года без потери своих свойств. Это считается нормой и допускается производителями.Однако в дальнейшем, при эксплуатации, свойства шин начинают ухудшаться уже после 4-5 лет. Поэтому ориентироваться следует не только на остаточную глубину протектора, но и на возраст комплекта. В тех случаях, когда шины были приобретены спустя значительное время после их изготовления, заменять комплект рекомендуется даже при визуально хорошем состоянии протектора.Срок эксплуатации - это фактическое время, в течение которого шина безопасно используется на автомобиле. Обычно он составляет 3-5 зимних сезонов, но может варьироваться. Если автомобиль эксплуатируется мало и аккуратно, шины могут прослужить дольше - до 7-8 лет. На этот показатель влияют:
- интенсивность и манера вождения;
- качество дорожного покрытия;
- регулярность проверок и ухода (контроль давления, балансировка, правильное хранение вне сезона);
- климатические условия: при теплых зимах износ происходит быстрее из-за перегрева шипов и протектора.
Даже при внешне удовлетворительном виде шины, после 5-6 сезонов она теряет часть своих эксплуатационных характеристик. Уменьшается глубина протектора, снижается эффективность торможения и ухудшается управляемость на скользкой дороге. Поэтому производители рекомендуют не использовать зимнюю резину дольше 5 лет, а при появлении признаков старения - менять ее раньше. Дополнительно следует учитывать, что шипованные шины часто служат немного меньше нешипованных. Шипы постепенно вылетают, особенно при частых поездках по асфальту, что приводит к ухудшению сцепления с обледенелой дорогой.Соблюдение этих простых правил поможет сохранить сцепные свойства и эластичность шин, что напрямую влияет на их безопасность.В климатических условиях большинства российских регионов качественный комплект зимних шин позволяет уверенно управлять автомобилем на заснеженных улицах и обледенелых трассах. Кроме того, благодаря меньшему износу элементов подвески и предсказуемому поведению машины, он снижает риски для автомобилиста и способствует экономии.Не существует универсальной модели шин, которая подошла бы абсолютно всем водителям. Однако, если тщательно изучить характеристики зимних шин, принять во внимание реальные условия эксплуатации и не гнаться за сомнительной экономией, можно обеспечить себе спокойную и безопасную зиму за рулем.