КТК потеряла третий объект: ВПУ-2 в Новороссийске выведен из строя навсегда
- 01:03 2 декабря
- Дмитрий Козлов

В Новороссийской акватории вышло из строя одно из трех выносных причальных устройств (ВПУ), принадлежащих Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК). Причиной повреждения стала атака, совершенная безэкипажным катером. Пострадавшее устройство, известное как ВПУ-2, полностью непригодно для дальнейшей эксплуатации. В момент происшествия на причале не находилось танкера, и нефть в шлангах отсутствовала. Это уже третий случай атаки на объекты КТК за последнее время; ранее подверглись нападению нефтеперекачивающая станция "Кропоткинская" и офисное здание консорциума в Новороссийске. Как пишет Коммерсантъ Краснодар, консорциуму предстоят значительные расходы на подъем и, возможно, демонтаж разрушенной конструкции.
Приобретение нового ВПУ, аналогичного поврежденному типу, оценивается в сумму от 80 до 120 миллионов долларов США. По информации, предоставленной КТК, производство устройств, которые планировалось заменить в 2026 году, находится на завершающей стадии. Установка этих новых ВПУ займет несколько месяцев, в результате чего полноценная работа всех трех устройств возобновится не раньше середины следующего года.
Ситуация осложняется тем, что ВПУ-3 в момент инцидента проходило плановое техническое обслуживание для замены шлангов. Завершение этих работ зависит от погодных условий, при этом консорциум допускал возможное увеличение сроков до двух месяцев. Вследствие этих обстоятельств экспортные возможности КТК временно снизятся. Источники указывают, что даже при функционировании двух устройств консорциум не сможет избежать сокращения объемов отгрузки нефти в декабре текущего года и в первой половине 2026 года. Через КТК транспортируется примерно 80% предназначенной для экспорта казахстанской нефти.
Министерство иностранных дел Казахстана выразило свой протест по данному инциденту, расценив его как наносящий ущерб двусторонним отношениям с Украиной, и ожидает от Киева мер по предотвращению подобных случаев в будущем. Министерство энергетики Казахстана сообщило об активизации работы по перенаправлению сырья через альтернативные маршруты. Однако, по мнению экспертов, такие поставки окажутся значительно дороже. Например, транспортировка нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан обходится почти втрое дороже, чем перекачка по трубопроводу КТК.
Специалисты предполагают, что в ближайшей перспективе Казахстан сможет компенсировать снижение объемов отгрузки, используя резервуары общей вместимостью около одного миллиона тонн. Тем не менее, позднее государству придется скорректировать уровни добычи нефти. Аналитики также прогнозируют рост стоимости фрахта и новые сбои в работе экспортной инфраструктуры региона, учитывая нестабильную обстановку в Черном море и участившиеся атаки на коммерческие суда.
Напомним, Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) возобновил отправку нефти со своего Морского терминала недалеко от Новороссийска 26 ноября 2025 года. Перевалка была приостановлена в ночь с 24 на 25 ноября после атак беспилотных летательных аппаратов. При этом подача нефти грузоотправителями в систему Тенгиз - Новороссийск последние дни происходила в обычном режиме.